0
Корзина

Плита дорожного покрытия – железобетонный элемент, использующийся при обустройстве подъездных путей, временных или постоянных, дорог для движения грузового и легкового транспорта. В зависимости от типа, плиты могут использоваться для внутригородских, межрайонных, федеральных и других дорог. При подборе нужно учитывать пропускную способность, выраженность механических, атмосферных нагрузок, массу транспортных средств, эксплуатирующих магистраль.

Области эксплуатации

Несмотря на название, такие плиты могут использоваться не только при формировании дорожного покрытия. Общий список вариантов применения выглядит следующим образом:

  • Обустройство дорог длительного и кратковременного пользования, подъездных путей;
  • Строительство площадок для стоянки специализированной техники, легковых и грузовых автомобилей;
  • Подготовка оснований для дальнейшего строительства складских комплексов и ангаров;
  • Обустройство аэродромных площадок, зон терминалов морских портов и железнодорожных станций;
  • Благоустройство территорий различного назначения;
  • Обустройство стройплощадок, мест установки тяжелой техники, в том числе на гусеничном ходу или железнодорожных колесных тележках, например, подъемных кранов;
  • Реализация прочих проектов, связанных с транспортной, промышленной, производственной сферами.

Плиты дорожных покрытий: характеристики, особенности, классификация

Историческая сводка

Идея использовать бетонные плиты вместо классического асфальта возникла в США еще в начале минувшего столетия, в 1909 году. Власти города Детройт не были удовлетворены сроками службы асфальтового покрытия, составлявшими около 10 лет, искали более долговечную и надежную альтернативу. Именно такой альтернативой и стали бетонные плиты, которые без особых последствий выдерживали 30-летнюю и даже 40-летнюю эксплуатацию, сохраняя изначальную прочность, жесткость, целостность поверхностей.

Да, стоимость обустройства дорожного полотна при помощи плит выше, в сравнении с асфальтом, однако, в конечном итоге, такая технология является более выгодной, не требует дополнительных вложений, связанных с ремонтом, заделкой ям, выбоин, трещин и других дефектов.

Преимущества

Сильные стороны плит дорожных покрытий выглядят следующим образом:

  • Продолжительный эксплуатационный период, составляющий несколько десятилетий.
  • Возможность использования в регионах независимо от климата, выраженности зимних морозов, интенсивности, количества осадков.
  • Возможность повторного применения на новом участке, демонтаж плит и их перевозка на другое место службы занимают минимум времени.
  • Высокая прочность, устойчивость к образованию трещин и других дефектов. Для реализации этого преимущества нужно правильно выбрать плиты по типу и предельно допустимым нагрузкам.
  • Разнообразие модификаций, позволяющее изготовить дорожное полотно с заданными свойствами, строго определенными характеристиками и спецификацией.

Плиты дорожных покрытий: характеристики, особенности, классификация

Технология производства

Основные принципы изготовления бетонных дорожных плит закреплены в ГОСТ 21924.0-84. Согласно этому нормативно-техническому документу, при производстве должны соблюдаться следующие правила:

  • Рекомендованная марка бетонного состава – М350, либо более высокая, благодаря чему достигается необходимая прочность плиты.
  • Оптимальная производственная технология – литье, то есть заливка бетонной смеси в форму соответствующей конфигурации, где предварительно размещен и зафиксирован армирующий металлический каркас.
  • Для более равномерного распределения компонентов смеси по объему, уплотнения состава, устранения воздушных пузырьков и пустот, рекомендовано использование вибрационных устройств.
  • Для улучшения характеристик готового изделия, повышения его механической, химической, атмосферной стойкости, допустимо использование различных добавок, гранитной крошки, известнякового щебня, химических компонентов, способствующих эффективному извлечению газа.
  • Для улучшения механического сцепления колес движущегося транспорта с поверхностью плиты на ней может формироваться специальный ромбический рельеф с бороздками, глубина которых составляет около миллиметра. Требования к данному рельефу зафиксированы в ГОСТ 8568-77.
  • Марка армирующих элементов подбирается в соответствии со спецификацией дороги. Например, для путей с небольшим транспортным потоком, не находящихся под значительной нагрузкой, подойдет арматура классов А-1, А-3, проволока ВР-1, диаметр которой составляет от 0.3 до 0.5 сантиметра. Формируемый каркас не проходит процедуры предварительного напряжения. Более прочный вариант – арматура АТ-4 или АТ-5, ориентированная на плиты для дорог, находящихся под большой нагрузкой. Каркас проходит предварительное термическое напряжение, что дает дополнительную структурную жесткость.

Классификация

Бетонные дорожные плиты представлены несколькими основными классами:

  1. ПДП. Наиболее распространенные и популярные изделия, технически адаптированные к применению на временных или постоянных дорогах, где нагрузка на колесо составляет около 6 тонн. Точные характеристики определяются исходным составом, маркой используемой бетонной смеси.
  2. ПДН. Дорожная плита для наиболее жестких эксплуатационных условий, такая адаптация достигается предварительным напряжением арматурного каркаса. Деталь адаптирована к огромным механическим нагрузкам, температурным воздействиям до минуса 55 градусов. Прочный арматурный каркас формирует жесткую структуру плиты, благодаря чему она становится устойчивой к внешним воздействиям, направленным на изгиб и скручивание, сохраняет изначальную конфигурацию даже под большим, неравномерно распределенным, давлением. Эта особенность позволяет размещать плиты на мягком грунте без необходимости предварительного уплотнения без риска разрушения и растрескивания полотна.
  3. ПАГ. Наиболее прочные плиты, адаптированные не только для обустройства дорог с активным движением тяжелой техники, но и для формирования взлетно-посадочных полос, вертолетных площадок и других объектов, в отношении которых действуют особо жесткие требования. В отличие от предыдущих плит, они производятся по особому нормативно-техническому документу, ГОСТ 25912-2015, при выпуске применяется бетон марки М350 или более высокой.

Плиты различны по продолжительности эксплуатации сформированного на их основе дорожного полотна:

  1. 1П. Ориентированы на дороги постоянного пользования. Конструкция предусматривает петли, упрощающие монтаж с применением тяжелой техники, при изготовлении применяются марки бетона с характеристиками F200 и W4, что обеспечивает стойкость к низкотемпературным нагрузкам и продолжительному контакту с влагой.
  2. 2П. На таких плитах могут отсутствовать монтажные петли, в процессе установки применяются стропы или захваты цангового типа. Допустимо использование менее технологичной бетонной смеси, чем в предыдущем случае, морозостойкость которой находится на уровне F150, водонепроницаемость – W2.

Плиты дорожных покрытий: характеристики, особенности, классификация

Отличительные особенности

При подборе бетонных дорожных плит нужно руководствоваться не только их категорией, но и некоторыми отличиями:

  • Форма. Плита может быть выполнена не только в виде классического прямоугольника, но также трапеции или шестиугольника, от чего зависят особенности формируемого покрытия, базовые принципы монтажа. В плите могут присутствовать технологические отверстия для канализационных люков, закрепления строп, монтажные закладные элементы.
  • Габариты. От размеров плиты зависит ширина формируемого дорожного полотна, скорость строительства и масса плиты, необходимость в применении тяжелой техники для укладки.
  • Предел нагрузки. Нужно сразу учесть категории транспортных средств, которые будут использовать дорогу, а также интенсивность их движения.

Определить особенности конкретной плиты можно, взглянув на ее маркировку. Например, изделие с индексом “1П 60.35-30” ориентировано на обустройство дорог с постоянным движением, что понятно по цифре “1”, имеет прямоугольную форму (“П”), характеризуется габаритами 6 на 3.5 метра. Число “30”, находящееся на последнем месте в индексе, означает, что деталь выдерживает 30-тонную нагрузку без разрушения и деформаций.