0
Корзина

Вообразить современную городскую среду без бордюров вряд ли возможно. Они используются при прокладке дорог, ремонте улиц, тротуаров, общественных территорий, выполняют, помимо декоративной, множество других функций. Конечно, для достижения положительного результата от их монтажа, нужно ответственно отнестись к подбору. Наиболее распространенные классы бордюрного камня – дорожные и садовые. Каковы их особенности? В чем заключается основная разница?

Дорожный бордюр: основные понятия

Если обратиться к официальной терминологии, то дорожный бордюр определяется как “бортовой камень”, представляет собой бетонный элемент, характеристики которого должны соответствовать стандартам, использующийся при обустройстве проезжей части, ее отделения от тротуара, клумбы, другой зоны, где движение транспортных средств запрещено или ограничено.

Дорожные и садовые бордюры: в чем разница между ними?

Использование элементов актуально при обустройстве дорог следующих классов:

  • крупных магистральных;
  • общегородских;
  • небольших внутрирайонных.

Такая эксплуатация предполагает значительные механические нагрузки, а потому дорожный бордюр должен характеризоваться высокими прочностными параметрами, достаточными, чтобы без разрушения и повреждений выдерживать контакт с движущимся транспортом. Достигаются такие параметры за счет использования высокомарочного бетона, армирования стальной сеткой, прутьями.

Функции дорожного бордюра

Использование бортового камня строго обязательно при прокладке дорог, соответствующие требования закреплены в нормативно-технических документах, муниципальных и федеральных актах. Объясняется это очень просто: грамотное применение способствует повышению безопасности дорожного движения, продлению эксплуатационного срока полотна. Полный список задач, выполняемых бордюром, выглядит следующим образом:

  • Защита дорожного покрытия от расползания, вызванного давлением проезжающих транспортных единиц, увлажнением грунта, его замерзанием и усадкой, особенно выраженной в межсезонье. При правильном подборе, достигается высокий уровень защиты вне зависимости от типа покрытия, будь то асфальт, асфальтобетон, плиты, брусчатка.
  • Повышение общего уровня дорожной безопасности. Бордюр является механическим препятствием, не дающим транспорту, потерявшему управление, вылететь на тротуар или соседнюю полосу, что многократно снижает риск столкновений и серьезных ДТП.
  • Упрощение ориентации на проезжей части. Бордюр формирует четко выраженные границы, хорошо заметные в сумерках и других условиях ограниченной видимости. Это снижает нагрузку на водителей, позволяет им легче ориентироваться на дороге, также способствует повышению уровня безопасности городской среды.
  • Обособление зон, соседствующих с основной проезжей частью, где также разрешен проезд транспорта, но с определенными ограничениями. К этой категории относятся дворовые проезды, автостоянки.

Стандартизация и классификация дорожного бордюра

Характеристики, которым должны соответствовать бордюры на основе бетона и железобетона, основные методики их изготовления закреплены в ГОСТ-6665, принятом в 1991 году. В этом же документе обозначены требования относительно маркировки, например, литера “Б” указывает на стандартные прямые бордюры, “У” – на модифицированные аналоги с уширением, “К” – на криволинейные, ориентированные на обустройство соответствующих участков дороги, с крутыми или плавными поворотами.

Помимо обычных, к категории дорожных относятся и магистральные бордюры, ориентированные на скоростные магистрали с интенсивным движением не только легкового, но и большегрузного транспорта. Их основные отличия – крупные габариты и максимальная прочность, достигающаяся использованием бетона марки М500 или более высокой с показателем стойкости к холоду не менее F200.

Отдельного упоминания заслуживают бордюры, предназначенные для обустройства наиболее опасных отрезков дороги. Их задача – недопущение срыва транспортного средства с расположенного в непосредственной близости обрыва, выезда на полосу встречного движения, столкновения с туннельными ограждениями. При производстве таких элементов используются еще более прочные материалы, нежели для магистральных, например, требуемый показатель морозостойкости – не F200, а F300.

Садовый бордюр: основные понятия

Садовые бордюры на основе бетона или железобетона находят применение при обустройстве дорожек на общественных пространствах, в парках, придомовых территориях, в том числе частных. В сравнении с дорожными аналогами, они гораздо компактнее и легче, что упрощает монтаж, снижает стоимость, а также позволяет сформировать максимально изящную конструкцию, соответствующую всем представлением о благоустройстве городской среды, красоте и эстетике архитектуры. 

Если масса дорожных бордюров нередко измеряется сотнями килограммов, что особенно характерно для магистральных и усиленных, то садовые – весят десятки килограмм, при установке удается обойтись без использования тяжелой техники, подъемных механизмов. Условия эксплуатации садовых бордюров не сопряжены со значительными механическими нагрузками, так что им не требуются значительные прочностные характеристики, допустимо использование облегченных бетонов, исключается потребность в армировании.

Садовый бордюр: применение

Основная область эксплуатации садовых бордюров – оформление тротуарных зон, проездов во дворах или небольших населенных пунктах, где интенсивность движения транспорта минимальна. Помимо главной, необходимо отметить и другие сферы использования:

  • Оформление парков, скверов, дендрариев и других подобных прогулочных территорий.
  • Формирование оград для клумб, прудов, фонтанов, различных малых архитектурных форм, конструкций и композиций, используемых в ландшафтном дизайне.
  • Обустройство отмостки вокруг коттеджа, подчеркивание ее границ.
  • Устройство нижних ступеней лестниц в ситуациях, когда на территории имеют место высотные перепады, неровности рельефа, делающие невозможным монтаж без использования вспомогательных элементов.
  • Конструирование и оформление подпорных стен при каскадном обустройстве территории.
  • Финишное декорирование территории для достижения композиционной целостности, законченного, привлекательного внешнего вида, создания особой атмосферы и настроения.

Стандартизация и классификация садового бордюра

Важнейший нормативно-технический документ, регламентирующий принципы производства и характеристики садовых бордюров – ГОСТ 6665-91, однако, каждый производитель имеет право ориентироваться на собственные технические условия, если таковые не хуже государственного стандарта.

Наибольшее распространение получили бордюры габаритами 500х200х40, максимально универсальные, подходящие для большинства садовых работ. В ситуации, когда элементы будут подвергаться выраженной механической нагрузке, например, если территория используется для периодического проезда транспорта, потребуются аналоги с увеличенной толщиной.

При подборе нужно руководствоваться не только габаритами, но и внешними особенностями бордюров, что позволяет реализовать конкретное дизайнерское решение, подчеркнуть достоинства ландшафта, красоту садовых фигур и клумб. Значимую роль играет, к примеру, конфигурация лицевой грани, которая может быть не только плоской, но и скошенной, трапециевидной, радиусной.

Подведение итогов

Несмотря на то, что производство садовых и дорожных бордюров ведется по одном и тому же государственному стандарту, это совершенно разные изделия, у каждого из которых – своя специфика применения и характеристики. В дорожных бордюрах акцент сделан на прочности, долговечности, способности противостоять наиболее интенсивным физическим воздействиям. Садовые аналоги гораздо легче и дешевле, но использовать их как альтернативу дорожным нельзя – элементы попросту не выдержат нагрузок, не обеспечат должного уровня безопасности, буквально через пару лет потребуют замены. Их главным качеством является декоративность, что важно при оформлении садов, парков и разного рода общественных территорий.