0
Корзина

Обустройство проезжей части или тротуара в обязательном порядке предполагает монтаж бордюрного камня. Он стабилизирует покрытие, препятствует расползанию асфальта или брусчатки, повышает устойчивость к внешним механическим воздействиям. Бордюры также выполняют разграничивающие функции, отделяют тротуар от дороги, что обеспечивает большую безопасность движения.

Чтобы результат соответствовал ожиданиям, удовлетворял требованиям актуальных стандартов, действующих нормативно-технических документов, при выполнении работ необходимо руководствоваться определенными правилами, использовать подходящие материалы и инструменты.

Укладка бордюрного камня

Необходимость установки

Полный список причин, объясняющих потребность в монтаже бордюров, выглядит следующим образом:

  • Увеличение прочности дорожного или тротуарного покрытия, его устойчивости к внешним механическим воздействиям.

  • Повышение эксплуатационного периода.

  • Стабилизация покрытия, исключение его расползания, смещений, из-за которых на поверхности формируются выраженные неровности и трещины.

  • Защита фундамента объектов различного назначения от механического воздействия, спровоцированного, в том числе, пучением грунта.

  • Зонирование территории, обособление тротуара от проезжей части.

  • Увеличение безопасности, даже небольшой бордюр – преграда для автомобиля, снижающая вероятность его вылета на пешеходную зону при аварии, потере управления.

  • Повышение внешней эстетики, создания законченного, гармоничного внешнего вида территории.


Классификация бордюрного камня и особенности монтажа

Элементы представлены следующими типами:

  1. Магистральные. Массивные камни, предназначенные для установки на дорогах с высокой скоростной способностью, большегрузного транспорта. Самостоятельная установка невозможна, необходимо привлечение профессиональных бригад, имеющих в распоряжении соответствующую технику, грузоподъемное оборудование, для фиксации крепежных элементов многие элементы этой категории укомплектованы металлическими петлями, скобами и проушинами.

  2. Дорожные. Детали данного класса часто встречаются в городе, на большинстве улиц уложены именно они. Масса и габариты ниже, чем у магистральных аналогов, однако, с самостоятельным монтажом также могут возникнуть трудности, рациональнее обратиться к специалистам, арендовать спецтехнику.

  3. Тротуарные. На дорогах, предназначенных для движения автомобильного транспорта, тротуарные бордюры не используются, их область эксплуатации – пешеходные зоны. За счет такого назначения, элементы достаточно легкие, допустим только ручной метод установки, без специализированных механизмов.

  4. Садовые. Самые легкие бордюры. Установка максимально проста, масса и размеры деталей минимальны.


    Классификация бордюрного камня и особенности монтажа

Что нужно учитывать?

Перед началом монтажа нужно принять во внимание следующие моменты:

  • Состав и толщина основы. Основание должно быть достаточно плотным, чтобы исключать смещения бордюрного камня под собственным весом и внешними воздействиями. Если изначально несущая способность грунта недостаточна, требуется его усиление бетонным раствором высокой марки. Чрезмерная плотность нежелательна, не нужно слишком тщательно готовить основание для легкого бордюрного камня, это приведет к лишним расходам.

  • Свойства бордюрного камня и методика его производства. Материал, из которого изготовлен камень, должен соответствовать району установки по показателям стойкости к холоду, температурным перепадам.

  • Глубина монтажа. Бордюрный камень не должен выступать слишком сильно, из-за этого он слишком бросается в глаза, оформление выглядит некрасиво, пользоваться дорожкой становится неудобно, некомфортно. Вместе с этим, нежелательно и чрезмерное заглубление, из-за которого бордюр перестает выполнять защитные функции.

Технология монтажа: основные стадии и особенности

Укладка бордюрного камня ведется по следующему алгоритму:

  1. Подготовка разметки. Лучшая разметка – это веревки, натянутые между колышками, вбитыми в землю. Высота шнура сразу соответствует высоте бордюра, дополнительные отметки можно сделать и на колышках. Работать по такой разметке очень легко, специалисты могут сконцентрироваться на установке элементов, избежать лишних замеров.

  2. Копка траншеи. Глубина траншеи соответствует типу бордюра. Например, для дорожного или тротуарного достаточным является возвышение над уровнем земли примерно в 3-4 сантиметра. Этого вполне достаточно для хорошей защиты от грязи, стабилизации дорожного покрытия, при этом, камень не создает дискомфорта для ходьбы. Возвышение магистрального бордюрного камня должно быть гораздо более выраженным, ведь одна из его задач – формирование физического барьера, препятствия, исключающего вылет транспортного средства с проезжей части.

  3. Уплотнение грунта. Эта операция повышает его несущую способность, делает всю конструкцию более надежной, долговечной, защищенной от внешних воздействий. Лучшее устройство для уплотнения – специальная вибрационная плита.

  4. Укладка на уплотненный грунт геотекстиля. К числу обязательных этот этап не относится, однако, практика показывает, что такое усложнение технологии дает очень хорошие результаты, объект служит дольше, подвергается минимальному влиянию внешних нагрузок, получает дополнительную защиту от влаги.

  5. Обустройство подушки из щебня или песка. Для тротуарных и садовых бордюров можно ограничиться песком, магистральные или дорожные камни монтируются исключительно на щебенчатое основание. Используются пески I и II классов по ГОСТ, либо щебень фракции 2-4 сантиметра, марки M600 и более высоких. Высота формируемой подушки – 10-15 сантиметров, если предполагается дальнейшая трамбовка, ее стоит увеличить на четверть, так как после вибрационного воздействия она сократится как раз на 25 процентов.

  6. Подготовка подушки из смеси песка и цемента или бетона. Толщина – 10 сантиметров. При подготовке цементно-песчаного раствора нужно использовать цемент марки М400 (1 доля) и песка (3 доли). Заливка раствора проводится по мере монтажа отдельных бордюрных элементов, заливать сразу всю траншею нельзя.

  7. Укладка камней в залитую смесь, осаждение до высоты, обозначенной натянутым ранее шнуром. Чтобы выровнять камни, необходимо использовать киянку из дерева или резины, металлические молотки использовать нельзя, сильный удар может привести к образованию на поверхности выраженных сколов, трещин и других дефектов. Зазоры между соседними элементами не должны быть более 5 миллиметров.

  8. Заливка бетонного состава с фронтальной стороны бордюрного камня, засыпка грунта – с задней. После засыпки почвы ее нужно уплотнить, выровнять поверхность, что важно и с эстетической, и с технической стороны, для достижения завершенного внешнего вида и обеспечения высокой несущей способности.

  9. Заделка швов цементным раствором. Заделывать швы лучше после того, как бетон, фиксирующий камни, набрал полную прочность, чтобы исключить дополнительные механические нагрузки, способные деформировать, сместить ограждение.

Нюансы технологии

Если легкий садовый или тротуарный бордюрный камень укладывается на стабильный плотный грунт, сохраняющий форму даже в период межсезонья, то при установке необязательно формировать бетонную подушку. Вполне можно ограничиться только щебнем, его несущей и уплотняющей способности окажется вполне достаточно, если высота подушки окажется не менее 15 сантиметров. Метод позволяет упростить монтаж, снизить расходы, временные и финансовые, без вреда для конечного результата.

Часто бывает, что монтаж бордюрного камня ведется на дороге или тротуаре с поворотами, закруглениями. Наиболее характерный пример – оформление круглой клумбы, форма которой далека от прямолинейной. В таком случае необходимо провести предварительную резку бордюрного камня. Оптимальный инструмент – углошлифовальная машина, укомплектована соответствующим пильным диском. Подойдет также гильотина, рабочий элемент которой рассчитан на искусственный или натуральный камень. Если есть возможность, стоит приобрести и установить радиусный бордюр, который изначально имеет криволинейную конфигурацию. Это несколько упростит задачу и улучшит результат.