0
Корзина

Канализационные люки – группа изделий, использующихся при обустройстве инженерных систем, обеспечивающих защиту как инженерных коммуникаций, так и транспорта, людей, движущихся по дорогам и тротуарам. Впрочем, одними только практическими функциями назначение люков не ограничивается. При грамотном выборе они становятся важными элементами оформления городской среды, могут быть как совершенно незаметными, сливающимися с ландшафтом, так и выделяющимися на общем фоне, притягивающими внимание.


Канализационные люки

Основные задачи

Итак, в первую очередь, канализационные люки выполняют следующие функции:

  • Исключение попадания в колодец загрязнений, посторонних предметов, камней, веток.
  • Повышение общего показателя теплоизоляции системы, что особенно важно для сетей отопления, горячего, холодного водоснабжения, удается сохранить температуру воды, исключить опасность промерзания.
  • Защита людей от случайных падений, транспорта – от провалов.
  • Блокировка неприятных запахов, испарений, что наиболее характерно для выгребных ям, септиков, канализационных систем.
  • Обеспечение свободного доступа обслуживающего персонала для проведения плановых, профилактических осмотров, устранения последствий аварии, прочистки, замены запорно-регулировочной арматуры и других работ.

Если говорить о декоративных функциях, то люк вполне может быть украшением территории, достаточно правильно выбрать форму, цвет, фактуру крышки. Например, зеленый элемент уместно и органично смотрится даже в парковых зонах, среди клумб и деревьев. Подходящие по цвету решения легко найти и для других общественных пространств, площадей, скверов.

Канализационные люки - классификация по материалу

Классификация по материалу

Внешний вид и характеристики канализационного люка в значительной степени зависят от того, из какого материала он изготовлен:

  1. Чугун. Сплав железа и углерода. Несколько десятилетий назад эти люки были, по сути, единственными моделями, представленными на рынке. Востребованы они и сейчас, благодаря оптимальному сочетанию невысокой стоимости и эксплуатационных параметров, прочности, продолжительному сроку службы, способности выдержать не только механические нагрузки, но и продолжительное воздействие высоких, низких температур, влаги, дорожных реагентов, химических веществ. Основной минус – повышенное “внимание” со стороны злоумышленников, люки принимают в пунктах приема металлов, что увеличивает риск кражи, приходится комплектовать их замками, механизмами, исключающими возможность снятия. Красивыми эти изделия назвать сложно, для них характерен невзрачный серый оттенок.
  2. Полимер. При производстве пластиковых люков допустимо использование материала, полученного в процессе переработки вторичного сырья, что снижает стоимость. Да, по прочности они уступают чугунным, однозначно не подойдут для промышленных зон, дорог с интенсивным транспортным потоком, однако, идеальны с точки зрения эстетики! Пластик допускает окрашивание в массе, допустимо добавление различных пигментов для получения необходимого оттенка изделия. Эта особенность делает пластиковые люки востребованными при обустройстве частных территорий, парков, общественных пространств и улиц, где организовано только пешеходное движение. Подобные физические нагрузки, равно как воздействия температуры, ультрафиолета, осадков, они выдержат без проблем, прослужат несколько десятилетий без необходимости замены.
  3. Комбинация полимера и песка. Наиболее распространенная пропорция – 70 процентов песка и 30 – пластика, полученного в процессе переработки вторсырья. Впрочем, для повышения качества некоторые производители используют первичный пластик, он чище, в нем полностью отсутствуют загрязняющие вещества, нефтепродукты, способные ухудшить характеристики люка. Как и в предыдущем случае, допустимо добавление пигмента, обеспечивающего насыщенный конечный оттенок, необходимые эстетические характеристики изделия. Прочность довольно высока, повреждения экстремально высокими и низкими температурами исключены. Благодаря химической инертности, полимерпесчаные люки подходят для колодцев, куда сбрасываются химические стоки, они не подвержены коррозии даже при продолжительном контакте с подобными веществами.
  4. Композиты. Каждый производитель сам выбирает оптимальный состав композита, смешивает в различных комбинациях смолы на полиэфирной основе, стекловолокно, пластификаторы, модификаторы. По прочности данные изделия сопоставимы с чугуном, люк легко выдержит нагрузку в несколько десятков тонн, что обеспечивает возможность эксплуатации даже на транспортной магистрали, предназначенной, в том числе для большегрузных автомобилей. Методика производства позволяет придать изделию любую форму, провести окрашивание.
  5. Бетон. Для производства используются высокомарочные бетоны, рассчитанные на значительные механические, атмосферные нагрузки. Такие изделия достаточно дешевы, подходят для установки на транспортных магистралях, строительных, промышленных площадках. Из минусов нужно отметить утилитарный внешний вид, окрашивание в массе невозможно, бетон не схватывается с пигментными добавками, а также некоторые сложные при снятии и монтаже, для облегчения задачи предусмотрены проушины и рукояти, но все же сдвинуть крышку люка непросто. 

Нужно отметить, что вероятность кражи люка с целью его сдачи в пункт приема металла существует только в ситуации с чугунными изделиями. Полимеры и их комбинации, композиты, бетон – все эти материалы не представляют для злоумышленников никакого интереса. В некоторых ситуациях этот момент может быть одним из важнейших факторов выбора.

Классификация по прочности

Чтобы люк в полной мере выполнил все возложенные на него задачи, нужно правильно выбрать класс прочности. В противном случае изделие просто не справится с физическими воздействиями, расколется, разрушится. Категории выглядят следующим образом:

  • A15. Легкие. Лимит нагрузки – 1.5 тонны. Используются в зонах исключительно с пешеходным движением, в парках, на набережных.
  • B125. Средние. Рассчитаны на нагрузку в 12.5 тонн. Подходят для городских улиц, автостоянок, где не предусмотрена возможность парковки большегрузного транспорта.
  • C250. Тяжелые. Благодаря пределу нагрузки в 25 тонн, они могут использоваться даже на городских улицах с плотным транспортным потоком, центральных проспектах.
  • D400. Тяжелые магистральные. Выдерживают 40-тонную нагрузку, что допускает установку на оживленные междугородние транспортные магистрали со скоростным движением.
  • E600. Сверхтяжелые люки, рассчитанные на давление в 60 тонн. Являются специализированными изделиями для транспортных терминалов, промышленных зон, заправочных станций. Еще большей прочностью обладают аналоги типа F900, предельное для них давление – 90 тонн.

Функциональность и эстетика: поиск баланса

Если необходимо сделать акцент на первой характеристике, внешний вид изделия не слишком важен, расположено оно на междугородней дороге, в промышленной зоне или на другом объекте, где нет необходимости в поддержании эстетики архитектурной среды, можно ограничиться покупкой бетонного или чугунного люка.

В городе, парке, на частной придомовой территории или площади, конечно, при подборе люка нужно учитывать и эстетические моменты. С этой точки зрения лучше всего подходят пластиковые, полимерпесчаные изделия. Производственная технология допускает придание им любой формы, окрашивание в массе, формирование на крышке необычного узора, что смотрится максимально красиво, соблюдается архитектурное единство оформления. Если люк находится на территории, где запрещено автомобильное движение, можно ограничиться недорогим пластиковым изделием, если же требуется не только красота, но и прочность, чтобы компенсировать давление, создаваемое колесами транспорта, стоит посмотреть в сторону композитных или полимерпесчаных решений. Они дороже, однако, более высокая цена на 100% компенсируется долговечностью и полной приспособленностью к подобным условиям, удастся исключить повреждения, деформации и необходимость замены даже через десятилетия эксплуатации.