Водоотводные лотки – железобетонные элементы, основная задача которых – отведение дождевых, талых вод с территории, защита расположенных в непосредственной близости объектов, дорог, инженерных коммуникаций от разрушения, вызванного негативным воздействием влаги. Подобные системы необходимо обустраивать как на частных территориях, так и на промышленных, производственных, коммерческих, будь то автозаправочные станции, различные предприятия, автостоянки, парковочные комплексы, парки, площади.
Чтобы система в полной мере справилась со своими задачами, необходимо не просто правильно выбрать лотки, учесть их пропускную способность, устойчивость к внешним механическим нагрузкам, но и грамотно провести установку, соблюдая все требования, правила и нормы, предусмотренные инструкцией. В чем именно они заключаются?
Выбор лотков: краткие рекомендации
Основной момент при подборе – внешняя механическая нагрузка, которую может выдержать ЖБИ. Изделия представлены следующими классами:
-
A15. Лотки небольшой прочности, предназначенные для объектов, где возможно исключительно пешеходное движение, проезд велосипедов, самокатов и другого легкого немоторизованного транспорта.
-
B125. Лотки ориентированы на городские улицы с небольшим транспортным потоком, не предполагающим движение большегрузных машин.
-
C250. ЖБИ для дорог с малой или средней пропускной способностью, в том числе улиц, по которым проложены маршруты общественного транспорта, а также парковок, не предназначенных для грузовиков.
-
D400. ЖБИ для промышленных зон, магистралей с высокой проходимостью, автозаправочных станций, территорий объектов промышленной и транспортной инфраструктуры, будь то сортировочные центры, погрузочно-разгрузочные терминалы, заводы.
-
E600. Лотки для наиболее оживленных автомобильных магистралей, по которым разрешено скоростное движение транспорта, в том числе большегрузного, а также территорий, расположенных в непосредственной близости от железнодорожного полотна.
-
F900. Специализированные особо прочные лотки, жесткость которых достаточна даже для эксплуатации на объектах, к которым предъявляются особые требования по безопасности, надежности, стабильности функционирования, например, в аэропортах или на военных базах.
Подготовительный этап
От того, насколько грамотно и профессионально проведена подготовка, в значительной степени зависит конечный результат. Правильно обустроенное основание увеличивает срок службы системы, исключает ее деформации и повреждения на протяжении всего эксплуатационного периода. Список подготовительных мероприятий выглядит следующим образом:
-
Разметка территории, создание схемы, в соответствии с которой будут монтированы лотки, фильтры и другие элементы, обеспечивающие функциональность системы.
-
Рытье траншей. Глубина и ширина траншеи определяются габаритами лотков. В том случае, если грунт на территории не обладает высокой несущей способностью, осыпается, необходимо предварительное укрепление, уплотнение стенок, чтобы исключить их разрушение.
-
Подсыпка гравия мелкой или средней фракции для дополнительного упрочнения грунта, равномерного распределения внешней нагрузки.
-
Уплотнение дна траншеи. Если предварительно была сформирована песчано-гравийная подушка, она также соответствующим образом уплотняется. При установке массивных железобетонных лотков на дно предварительно необходимо залить бетонный раствор и дождаться набора им, как минимум, 30 процентов от максимального показателя прочности.
Формирование бетонной обоймы
При создании бетонной обоймы необходимо руководствоваться требованиями, обозначенными в соответствующих нормативно-технических документах. Размеры зависят от того, каким нагрузкам будет подвергаться система отвода воды, где именно она расположена. Общие требования выглядят следующим образом:
-
A15 и B125, то есть частные территории, зоны с пешеходным движением или периодическим проездом легковых автомобилей. В такой ситуации допустимо использование облегченных бетонных обойм, боковые стенки которых ниже, чем высота лотков.
-
C250. В этом случае высота бетонной обоймы идентична желобу.
-
D400 и E600. Бетонирование выполняется не просто на полную высоту, но также учитывает армирующую планку, исключающую осыпание и повреждение бортов.
В процессе заливки необходимо использовать армирующие элементы, стальные прутья диаметром не менее 8 миллиметров, а также обустраивать с интервалом 20 метров швы, компенсирующие вероятные деформации, вызванные колебаниями температуры. В том случае, если система отвода воды будет контактировать с бетоном или асфальтом, следует отделить их друг от друга при помощи шнура, изготовленного по стандарту ГОСТ 6467-79, эластичного герметика, гидроизоляции на основе битума.
Монтаж лотков
При установке крупногабаритных лотков класса C250 и более высоких, необходимо использовать специальную технику, подъемные механизмы. Фиксируются ЖБИ мягкими стропами из синтетики, чтобы исключить появление на бетонной поверхности сколов, трещин и других дефектов.
Монтаж ЖБИ начинается с опорных точек. При укладке элементов нужно соблюдать направление, чтобы торцы располагались по вектору водного потока. Окончательная герметизация швов-стыков происходит при помощи полимерного герметика, твердеющего даже при контакте с влагой.
Если дренажная система подключается к канализации, то при подключении обязательно используются фильтры, задерживающие песок, чтобы исключить его попадание в трубы, их засорение. В ситуациях, когда лотки закрываются решетками, они должны находиться на 0.5 сантиметров ниже поверхности, что обеспечивает нормальный, эффективный сток воды с территории.
Укладка прямолинейной дренажной системы не вызывает особых сложностей, но зачастую необходимо изменить направление, сформировать ответвления, соединять ЖБИ не под прямым, а под произвольными углами. Во всех перечисленных ситуациях проводится предварительная распиловка лотков при помощи алмазного диска, обеспечивающего ровный рез, исключающего сколы кромки и другие повреждения, снижающие плотность примыкания, нарушающие общую герметичность системы отвода воды.