0
Корзина

Узкие городские улочки, скоростные магистрали, парки, различные общественные пространства – все это невозможно вообразить без бордюров. Согласно актуальным нормативам, они в обязательном порядке должны использоваться при обустройстве дорожной инфраструктуры, являются не просто декоративными, но защитными элементами, четко ограничивающими зоны с различным назначением, ориентированные на парковку, движение транспортных средств и пешеходов.

Бордюр дорожный: основные понятия

Официальное название бордюра, зафиксированное в нормативной документации – “бортовой камень”. Согласно этим документам, термин распространяется на ЖБИ с определенными геометрическими, прочностными, физическими показателями, основная задача которых – отделить дорожное полотно от газона или пешеходных зон.

Бортовой камень в обязательном порядке применяется при обустройстве дорог нескольких классов:

  • внутригородских, 4-6 полосных;
  • магистральных, ориентированных на скоростное движение транспорта, в том числе большегрузных;
  • внутриквартальных, 2-полосных.

Бордюр дорожный характеризуется достаточно высокой прочностью, недоступной аналогам, использующимся исключительно в пешеходных зонах. Это позволяет исключить повреждения, вызванные случайными наездами транспортных средств. Достигается подобная прочность выбором соответствующего материала, тяжелого бетона, если длина элемента составляет 3 метра и более, дополнительно укладываются арматурные пруты, стержни из стали.

Бордюр дорожный: основные понятия

Необходимость применения

Согласно актуальным стандартам, при обустройстве дорог бордюрный камень используется в обязательном порядке. Подбор конкретного исполнения определяется типом дороги, планируемой интенсивностью движения, нагрузками, климатическими особенностями местности. 

Бортовой камень, при монтаже которого строго соблюдены все правила, исключает разрушение как основного дорожного полотна, асфальтового или асфальтобетонного, так и слоев, обеспечивающих его поддержку и несущую способность, сформированных из песка, щебня различной фракции. Уже после первого эксплуатационного сезона эффект от установки бордюров заметен невооруженным глазом, асфальт не идет волнами, на нем отсутствуют трещины и другие дефекты.

Необходимость использования можно объяснить и широким спектром задач, которые выполняет бордюр:

  • обеспечение транспортной безопасности;
  • повышение уровня безопасности пешеходов;
  • четкое разграничение зон с различным назначением;
  • обеспечение целостности, долговечности различных материалов, использованных при прокладке дороги, будь то асфальт, плитка, брусчатка;
  • повышение эстетической привлекательности объекта, что важно для общественных пространств, парков или скверов.

Классификация

Классифицировать дорожные бордюры можно по множеству показателей, к числу которых относятся габариты, масса, показатели прочности. Также обязательно нужно учитывать тип профиля и назначение:

  1. Магистральный. Массивный бортовой камень, на стороне, обращенной в сторону дорожного полотна, находится скос, благодаря которому упрощается очистка.
  2. Радиусный. Бордюры радиусного типа используются на пересечениях перекрестков сложной конфигурации, кольцеобразных развязках. Допустимый радиус обустраиваемого поворота – до 10 метров, что позволяет работать даже на наиболее сложных с точки зрения профиля и геометрии участках.
  3. Сборный. Конструктивно похож на магистральный аналог, также предусматривает наличие скоса, упрощающего механизированную уборку, однако, отличается куда меньшими габаритами. На поверхности такого бордюра можно увидеть линию, обозначающую предельно допустимый уровень ливневой, талой воды.
  4. Скошенный. Основные отличительные особенности данного бордюра – небольшая высота и выраженный скос. Это позволяет транспорту преодолевать преграду с минимальным сопротивлением, без повышенной нагрузки на элементы подвески. При изготовлении элемента в бетон могут добавляться присадки, делающие материал более устойчивым к трению, создаваемому автомобильными покрышками.

Что говорит ГОСТ?

Изготовление бортовых камней на основе бетона и железобетона четко регламентировано положениями ГОСТ 6665, разработанного в 1991 году. Моменты, касающиеся применения элементов с точки зрения обеспечения безопасности дорожного движения, закреплены в ГОСТ от 2004 года, которому присвоен номер 52289.

В нормативных актах указаны все особенности производственной технологии, правила перевозки и установки.

Изготовление бортовых камней на основе бетона и железобетона

Назначение, особенности и габариты

По назначению можно выделить несколько основных видов дорожного бортового камня:

  • Магистральный. В первую очередь, он ориентирован на загруженные магистрали, расположенные вне городской черты, хотя может использоваться и в населенных пунктах, на дорогах с наиболее интенсивным движением. Представлены исполнения длиной от 1 до 6 метров, при этом, 3-метровые и более бордюры обязательно должны армироваться металлическими стержнями. Высота – от 30 до 60 сантиметров, масса доходит до 600 килограммов, так что при разгрузке и монтаже зачастую требуется специализированная техника. Магистральные версии отличаются от стандартных не только увеличенными размерами и механической прочностью, но и большей устойчивостью к воздействию низких температур, влаги.
  • Стандартные дорожные. Наиболее распространенные модификации, 90% процентов бортовых камней, установленных в черте города, относятся именно к ним. При соблюдении нормативных нагрузок, деталь служит 20 и более лет, показатель морозостойкости – F200.
  • Для обустройства наиболее опасных участков дорожного полотна. ЖБИ устанавливаются на отрезках пути, где высока вероятность дорожно-транспортного происшествия, к примеру, на въездах в туннели. Также они предотвращают выезд на обочину или полосу встречного движения. В сравнении с аналогами других групп, они характеризуются максимальной механической прочностью, выдерживают ударные воздействия огромной интенсивности без серьезных повреждений. Класс морозостойкости – F300 и более, так что даже при эксплуатации в регионах с суровыми климатическими условиями, элементы могут прослужить 50 лет.
  • Парковочные. Устанавливаются на съездах с дороги, автомобильных парковочных комплексах. Визуально их можно определить по характерному профилю с выраженным скосом, что упрощает маневрирование, исключает повреждение бампера или подвески при случайном наезде.

Как не ошибиться в выборе?

Чтобы бортовой камень на 100% справился со своими задачами, в течение десятилетий не требовал замены даже при максимально интенсивных нагрузках, при подборе необходимо руководствоваться следующим:

  • Климатические особенности местности, где планируется установка и эксплуатация бордюра.
  • Показатели почвы, плотность, несущая способность, насыщенность влагой.
  • Результаты геологических изысканий.
  • Ширина дорожного полотна.
  • Интенсивность движения автомобильного транспорта, максимально разрешенная масса.
  • Особенности допустимого маневрирования на участке дороги, что позволяет точно подобрать профиль и высоту камня, исключить столкновения, которые могут произойти при повороте или другом маневре.

При подборе также нужно обратить внимание на оттенок. Стандартный цвет бордюрного камня – серый, однако, для повышения заметности, выделения наиболее опасных участков дороги он может быть окрашен в оранжевый или другой яркий тон, при этом, окрашивание в массе, во время производства, добавлением специального пигмента, оказывается гораздо более стойким и долговечным, нежели простое поверхностное нанесение краски. Оформление может преследовать и исключительно декоративные цели, чтобы камень лучше гармонировал с ландшафтом, это важно при обустройстве общественных, жилых пространств, частных дворов, парковых зон.