Трамвайные плиты — это специальные железобетонные изделия, предназначенные для создания покрытий трамвайных путей. Эти конструкции изготавливаются из высокопрочного бетона, усиленного арматурным каркасом, и служат для обеспечения безопасного, комфортного и долговечного покрытия путей, по которым движутся трамваи.
Главная задача трамвайных плит — отделить проезжую часть дорожного полотна от железнодорожных путей, обеспечить плавность маневрирования автотранспорта и повысить общий уровень благоустройства городской инфраструктуры. При этом плиты должны выдерживать значительные нагрузки как от трамваев, так и от автомобильного транспорта.
Виды трамвайных плит
В зависимости от места установки на рельсовых путях выделяют несколько основных типов трамвайных плит:
- Плиты трамвайные колейные (КТК) — укладываются непосредственно в колее между рельсами, поэтому их часто называют межрельсовыми плитами;
- Плиты трамвайные междупутные (МТК) — устанавливаются в междупутье, иногда монтируются на вспомогательных шпалах;
- Плиты трамвайные боковые (БТК) — примыкают к проезжей части улицы, образуя четкую границу для движения транспортных средств.
По конструкции и назначению плиты также подразделяются на следующие типы:
- 1П — для путей с деревянными шпалами;
- 2П — для путей с железобетонными шпалами;
- 3П — для путей как с деревянными, так и с железобетонными шпалами.
Технические характеристики
Стандартные трамвайные плиты имеют прямоугольную форму с точными габаритными параметрами. Верхняя поверхность плит, являющаяся одновременно и проезжей частью, часто изготавливается с нанесением специального рифления для улучшения сцепления колес автотранспорта с бетонным покрытием.
Вот примерные характеристики основных типов трамвайных плит:
Наименование |
Размеры (ДхШхВ, мм) |
Объем, м³ |
Масса, т |
Плита боковая БТК |
2994х770х180 |
0,4 |
0,92 |
Плита колейная КТК |
2994х1360х180 |
0,68 |
1,7 |
Плита межпутная МТК |
2994х1736х180 |
0,86 |
2,16 |
На кривых участках трамвайных путей применяются плиты в форме трапеции, а для стрелочных переводов изготавливаются изделия специальной конфигурации.
Плиты трамвайных путей изготавливаются из тяжелого бетона в соответствии с ГОСТ 19231.0-83 и предназначены для устройства покрытий трамвайных путей колеи 1524 мм, эксплуатируемых в районах со среднемесячной температурой наиболее холодного месяца до минус 20°С включительно.
Преимущества использования трамвайных плит
Строительство трамвайных путей с применением железобетонных плит обладает рядом существенных преимуществ:
- Длительный срок службы — более 25 лет эксплуатации;
- Высокая прочность и устойчивость к механическим нагрузкам различного характера;
- Стабильность положения рельсов и возможность их быстрой замены;
- Низкий уровень вибрации и шума при движении трамваев;
- Простой доступ к рельсам и шпалам при техническом обслуживании;
- Удобство маневрирования автотранспорта за счет расположения плит на одном уровне с проезжей частью;
- Повышение общего уровня благоустройства городской среды;
- Доступная цена и простота монтажа.
Особенности конструкции и монтажа
В верхней части торцевых поверхностей трамвайных плит выполнены прямоугольные выступы, на одном из которых размещается продольный гребень, а на другом — ответная ему впадина. Это образует замки с гребнями и впадинами на торцевых гранях смежных плит, обеспечивая надежное соединение элементов между собой.
Для обеспечения водоотвода с пространства между кантом рельса и плитой в конструкции колейных плит КТК предусмотрены специальные водоотводящие коробки.
Процесс монтажа трамвайных плит включает следующие этапы:
- Подготовка основания — удаление существующего покрытия и выравнивание грунта.
- Установка плит на специальные резиновые фиксаторы, укладываемые в пазухи рельса.
- Фиксация плит относительно рельсов с обеспечением необходимого точного расстояния между ними.
- Заполнение пространства между боковыми гранями плит и рельсами для гашения вибрации.
Резиновые фиксаторы имеют форму брусьев соответствующей конструкции и сечения. Они принимают нагрузки от автомобильного транспорта и передают их на основание и шпалы через рельсы, а также уплотняют пространство между элементами конструкции и снижают уровень вибрации.
Области применения
Плиты трамвайных путей предназначены для укладки:
- На прямых участках пути и кривых радиусом 20 м и более с рельсами желобчатого и железнодорожного типов;
- В колее на обочинах, а также в междупутьях шириной 3200, 3424, 3550, 3758 мм;
- На необособленном, обособленном и самостоятельном земляном полотне.
Помимо основного назначения, трамвайные плиты могут успешно применяться для строительства других объектов городской инфраструктуры:
- Площадок перед автозаправочными станциями;
- Автомобильных стоянок;
- Остановок общественного транспорта;
- Строительных площадок;
- Оснований для временных конструкций (например, бытовок).
Заключение
Трамвайные плиты — это важный элемент современной городской транспортной инфраструктуры, обеспечивающий безопасное и комфортное сосуществование рельсового и автомобильного транспорта. Благодаря высокой прочности, долговечности и удобству монтажа, эти железобетонные изделия вносят значительный вклад в повышение качества городской среды, делая перемещение по дорогам более комфортным и безопасным для всех участников движения.