Инфраструктура аэродрома или аэропорта должна быть на 100% безопасной, адаптированной к приему и отправке воздушных судов. Очень многое в данном случае зависит от взлетно-посадочной полосы, ее надежности, прочности, соответствия геометрических параметров определенным стандартам.
Аэродромные плиты – специальные элементы, широко использующиеся при укладке ВПП, а также обустройстве ряда других объектов, к которым предъявляются наиболее жесткие требования. В чем особенности таких плит? Каким стандартам они должны соответствовать?
Спецификация
Основное назначение плит ПАГ можно понять по их названию. Они используются для обустройства временных, постоянных взлетно-посадочных полос на аэродромах, принимающих суда различной грузоподъемности, расположенных в регионах независимо от климатических условий. Благодаря высокой прочности, впрочем, плитам находится применение и на других объектах:
- Дороги, автомагистрали, в том числе с интенсивным движением большегрузного транспорта.
- Подъездные пути к промышленным предприятиям, стройплощадкам, по которым регулярно перемещается тяжелая техника на колесном и гусеничном ходу.
- Обустройство строительных, промышленных площадок, транспортных терминалов, железнодорожных или морских, складских комплексов, на которых используются погрузчики и другие машины.
Конструктивные особенности
С точки зрения конструкции, плита – плоский прямоугольник определенных габаритов, устанавливаемый в горизонтальной позиции. Помимо непосредственно бетонной плиты, в конструкции присутствуют закладные металлические элементы, благодаря которым изделия соединяются между собой для формирования однородного покрытия с минимальной выраженностью стыков, устойчивого к деформациям.
Одним из главных классификационных факторов является толщина плиты, в соответствии с которой представлены следующие классы:
- ПАГ-14;
- ПАГ-18;
- ПАГ-20;
- ПАГ-24.
Толщина указанных изделий составляет, соответственно, 14, 18, 20 и24 сантиметра. Наибольшее распространение получили плиты первых двух категорий, толщина в 20 и 24 сантиметра требуется только в ситуациях, когда ВПП будет использоваться для приема крупногабаритных грузовых, специализированных военных, транспортных бортов.
Стандартизация производства
Основной нормативно-технический документ, в соответствии с которым должен быть налажен выпуск аэродромных плит – ГОСТ 25912—2015. Процесс состоит из нескольких этапов:
- Формирование металлического каркаса, обеспечивающего жесткость плиты, упрощающего ее дальнейший монтаж. Согласно официальной производственной технологии, нужно уложить все монтажно-стыковые детали, сетки, стержни напрягаемой арматуры марки Ат600 или Ат800. Для дальнейшего напряжения используются гидравлические домкраты, создающие строго определенное усилие. Благодаря предварительному напряжению, плита получает дополнительную структурную прочность и жесткость, лучше выдерживает статические и динамические нагрузки.
- Заливка металлического каркаса, размещенного в специальной форме-опалубке, бетонной смесью, вода для которой отвечает ГОСТ 23732. При ее подготовке используется цемент марки М400 или более высокой, его прочность на сжатие должна находиться на уровне не ниже B30, морозостойкость – не ниже F200. Как правило, плотность бетона с такими показателями находится на уровне 2400 кг/м3. При подготовке смеси дополнительно могут использоваться компоненты-модификаторы по ГОСТ 24211, улучшающие добавки по ГОСТ 31384, благодаря которым аэродромная плита без повреждений выдерживает продолжительный контакт с агрессивными химическими жидкостями, сульфатами, хлоридами. На дне формы, в которую заливается бетонная смесь, должен быть узор по ГОСТ 8568, создающий на верхней плоскости плиты ромбическое рифление, глубина которого составляет 1.2 миллиметра и более, повышающее коэффициент сцепления колес с поверхностью, делающее перемещение более безопасным.
- Уплотнение залитого бетонного раствора вибрационным воздействием. Создаваться оно может как специальными столами, так и погружными устройствами. Благодаря вибрациям определенной частоты, смесь становится более плотной, компоненты перемешиваются максимально равномерно, устраняются воздушные пузырьки, из-за которых может снизиться прочность детали.
- Сушка. Сушка изделий, в процессе которой они набирают нормативную прочность, может происходить как в естественных условиях, так и при дополнительной термической обработке в специальной сушильной или пропарочной камере, что экономит время и позволяет улучшить качество продукции за счет более точного контроля основных производственных параметров.
- Приемка и контроль. Задача данных мероприятий – определение реальных характеристик плиты, установления факта ее соответствия положениям, закрепленным в государственном стандарте. К проверкам также предъявляются определенные требования. Например, прочностные характеристики бетона проверяются по ГОСТ 18105, качество металлических арматурных и закладных монтажных элементов - ГОСТ 10922 и ГОСТ 23858, морозостойкость бетона – ГОСТ 10060.
Преимущества
Плиты аэродромные, изготовленные по государственным стандартам, характеризуются целым спектром достоинств:
- Возможность многократного применения. Плиты отлично подходят для обустройства временных подъездных путей или взлетно-посадочных полос, после демонтажа они сохраняют изначальные характеристики, могут использоваться повторно.
- Возможность использования в регионах независимо от климатических особенностей. Плиты выдерживают морозы ниже минуса 55 градусов, осадки любой интенсивности без изменения прочностных и других характеристик.
- Продолжительный эксплуатационный период. В среднем, аэродромные бетонные плиты рассчитаны на использование в течение 60-80 лет вне зависимости от выраженности механических, температурных, атмосферных нагрузок.
- Сейсмическая стойкость. Прочность плиты вполне достаточна для использования в районах с высокой сейсмической активностью, где могут произойти землетрясения с 9-балльной амплитудой.
- Простота монтажа. Главное условие быстрой укладки – наличие специализированной техники, подъемных кранов. Особая квалификация специалистов монтажных бригад не требуется, необходимость в больших объемах подготовительных земляных работ отсутствует.
- Ремонтопригодность. Для обеспечения безопасности полетов и движения нужно регулярно проводить проверки целостности покрытия. Обнаружение трещин, выбоин, сколов и других дефектов – повод для проведения восстановительных работ, предполагающих замену только одного поврежденного элемента, что требует минимум времени, не предполагает значительных финансовых вложений.
- Безопасность. Присутствие характерного рельефа улучшает сцепление колес воздушных судов, автомобильного транспорта и другой техники с поверхностью, способствует точному маневрированию, эффективному торможению и разгону.
Особенности маркировки
При подборе плиты нужно ориентироваться, в первую очередь, на ее маркировку, где указана вся необходимая информация. С целью исключения путаницы маркировка также четко стандартизована, наносится по требованиям ГОСТ 25912-2015 и ГОСТ 13015.
По маркировке можно сделать выводы о габаритах плиты, особенностях используемой арматуры, классе ее прочности, толщине и других характеристиках, напрямую влияющих на показатели всего изделия. Информация, содержащаяся в маркировке, должна быть идентична той, что значится в сопроводительной документации.
Также в маркировке, размещенной на одной из торцевых сторон изделия, должны быть сведения, согласно которым оно прошло надлежащий технический контроль и проверки, направленные на установление качества, дата выпуска, товарный знак компании-изготовителя.