Многие современные нормативные акты и документы обозначают, что при благоустройстве территорий, общественных пространств, сдаче дорог, необходимо использовать бортовой камень, иначе называемый бордюром. Однако, требуется ли он при оформлении частных дворов, на которые указанные нормы не распространяются? Не станет ли его покупка и установка лишь дополнительной расходной статьей, действительно ли она требуется для решения определенных утилитарных, декоративных, эстетических задач?
Необходимость бордюрного камня
Бордюры выполняют, казалось бы, вспомогательную функцию, однако, практика показывает, что она невероятно важна, причем в контексте совершенно любого объекта, при сдаче которого использованы эти элементы, будь то клумба, садовая дорожка, транспортная магистраль. Если не укрепить садовую дорожку бордюром, то очень быстро можно заметить, что она начала разрушаться, терять изначальный внешний вид, даже если при мощении использованы дорогие плиты из натурального камня.
Бортовой камень выполняет целый комплекс очень важных задач:
- Стабилизация положения плит, исключение их смещения под внешними механическими и атмосферными нагрузками. Смягчающие слои, расположенные ниже отмостки, могут сильно пропитаться влагой, потерять изначальную жесткость и прочность, расползаться. Плитка, находящаяся сверху, будет смещаться вместе с ними, из-за чего вся поверхность дорожки окажется разрушенной, ее эксплуатация станет невозможной. Бордюр в этой ситуации выполняет функции ограничителя, благодаря которому плиты будут плотно прилегать друг другу, их движение окажется невозможным.
- Исключение смещение уклона. Во время интенсивного дождя вода может размыть песчаную подушку, оборудованную ниже отмостки, ее поверхность покроется множеством глубоких рытвин, луж. Дренажная система в таких условиях не сможет корректно функционировать, начнется интенсивное разрушение дорожки.
- Обеспечение высоких декоративных характеристик. С бордюрами дорожка смотрится более органично, ее внешний вид выглядит завершенным, законченным, не возникает желание добавить отдельные детали и элементы.
- Зонирование дорожек. Многие хозяева предпочитают использовать при мощении тротуаров различные материалы, например, комбинировать брусчатку и плитку. Бордюр дает возможность четко разграничить отдельные зоны, что выглядит более эстетично.
- Исключение развития сорных растений на отмостке. Эта проблема особенно актуальна в ситуациях, когда в качестве материала выбрана крупная плитка. Впрочем, садовые сорняки невероятно живучи и неприхотливы, часто появляются даже на дорожках, отсыпанных толстым слоем гравия. Бордюр – дополнительное препятствие, причем монолитное и невероятно прочное, риск распространения сорных растений минимален.
Хозяева, которые все же решили отказаться от использования и укладки бортового камня, посчитали, что лучше сэкономить, буквально через пару лет пожалеют о таком решении. Дорожка теряет изначальный внешний вид, плиты разъезжаются, между ними появляются выраженные зазоры, некоторые элементы имеют следы механических повреждений.
Требования законодательства
Установка бортового камня во многих случаях – это не просто рекомендация, но требование, закрепленное в соответствующих нормативных актах. Примеры таких документов следующие:
- СП 82.13330.2016, где закреплены общие правила по оформлению общественных территорий, городских пространств.
- СП 475.1325800.2020, специальный нормативный акт, распространяющийся на парковые зоны, скверы, устанавливающий правила и нормы, в соответствии с которыми должны использоваться территории, находящиеся в пределах населенного пункта.
- ТР 94.12-99, технический регламент, на основе которого должны оформляться территории, расположенные в непосредственной близости от объектов, находящихся в стадии строительства.
Во время строительства многоэтажного здания, сопряженного с благоустройством прилегающего пространства, при прокладке дорожной магистрали муниципального, регионального, федерального значения, процесс обязательно контролируется уполномоченными представителями государственных структур, фиксирующими все нарушения для немедленного устранения. Перечисленные выше документы указывают, что бортовой камень должен использоваться в обязательном порядке, причем нужно подбирать элементы определенного класса, соответствующего поставленным задачам.
Бортовые камни: классификация
Конечно, чтобы бордюры на 100% выполнили задачи, обозначенные выше, их использование дало нужный эффект, необходимо ответственно подойти к выбору. В первую очередь, нужно ориентироваться на их назначение:
- Магистральные. Наиболее прочные, массивные элементы, используемые при прокладке широкополосных магистралей с интенсивным движением транспорта, в том числе большегрузного. При производстве используется, в основном, тяжелый железобетон, который и обеспечивает впечатляющие прочностные характеристики, способность выдержать огромные внешние воздействия без разрушения.
- Дорожные. Конструктивно напоминают магистральные аналоги, однако, не столь массивны, используются на дорогах с меньшей пропускной способностью. Основная задача – разделение проезжей части и зоны, использующейся для движения пешеходов.
- Тротуарные. Универсальные элементы, широко использующиеся при оформлении множества объектов городской инфраструктуры, площадей, парков, тротуаров, дворовых территорий многоэтажных домов. Востребованы они и в частных хозяйствах.
- Садовые. Наиболее легкие бортовые камни, ориентированные на установку во дворах дач, коттеджей, загородных домов. Не рассчитаны на нагрузки, создаваемые при проезде рядом автомобильного транспорта.
Оптимальный материал для изготовления бортового камня – бетон. Для использования на частных территориях хватит и полностью бетонных элементов, дорожные и магистральные версии усиливаются внутренним металлическим каркасом на основе арматурных стержней или сетки. Каркас значительно увеличивает прочность детали, позволяет ей выдерживать огромные механические нагрузки без образования сколов, трещин и других дефектов.
Особенности установки бортового камня на различные основания
Чтобы конструкция простояла долго, удалось избежать массы эксплуатационных проблем, деформаций, разрушения дорожного полотна или другого объекта, обустроенного при помощи бордюра, нужно учитывать тип основания. Установка возможна на:
- Землю. Это допустимо в ситуациях, когда речь идет о плотном грунте, уровень фиксации которого сопоставим с цементным раствором. Пример – глинистая почва, она сама по себе надежно удерживает бортовой камень, даже при значительном внешнем воздействии исключены его колебания и смещения.
- Песок. Монтаж на песчаное основание без дополнительного усиления – не лучшая идея. Как минимум, необходима засыпка щебнем с последующей трамбовкой, что несколько улучшит несущую способность основы. Впрочем, даже при таком армировании технология актуальна только в ситуациях, когда речь идет о временном монтаже, необходимости значительной экономии стройматериалов. С тротуарами и садовыми дорожками она несовместима, допустима лишь там, где отсутствуют внешние механические воздействия, например, около клумб.
- Подготовленное бетонное основание. Наиболее надежный метод, подходящий даже для наклонных участков, территорий, где бортовой камень подвергается высоким внешним нагрузкам, грунтах с выраженным пучением. Элементы укладываются на подушку из песка или щебенки, окончательно фиксируются посредством бетонного состава соответствующей марки. Благодаря такой технологии, можно ожидать срока службы, измеряющегося годами и десятилетиями. Алгоритм действий таков:
- Снятие замеров территории, установка основных контрольных колышков, натяжка между ними шнура, по которому и будет установлен бордюр.
- Копка траншеи. По обеим боковым плоскостям бортового камня должны остаться зазоры в 10-15 сантиметров. Глубина траншеи должна учитывать, что общая толщина слоев подушки из песка и щебня вместе с бетоном – около 15 сантиметров.
- Выравниванием, трамбовка дна. По возможности, дно выкладывается геотекстилем, плотность которого – 160 граммов на квадрат. Это специальный материал, исключающий перемешивание песка, щебенки и почвы, что увеличивает общий срок службы конструкции, дает дополнительную защиту от смещений во время весеннего таяния грунта.
- Засыпка песка и щебня крупной фракции (около 3 сантиметров). Толщина формируемой подушки – около 15 сантиметров, после чего она уплотняется трамбовкой.
- Заливка раствора. Достаточной несущей способностью обладает раствор, при замешивании которого использовано 3 части песка и 1 – цемента. Много воды добавлять не нужно, смесь должна оставаться максимально вязкой. Рекомендуемая толщина формируемой бетонной подушки – около 6 сантиметров.
- Укладка бортового камня, заливка бетонного раствора с боковых плоскостей, фиксация.
- Набор прочности. Если после того, как бетон затвердел, заметны выраженные зазоры, пустоты между бортовым камнем и траншеей, то их необходимо устранить при помощи песка или щебенки. После засыпки указанные материалы обязательно трамбуются.
Ошибки монтажа: негативные последствия
Из сказанного выше можно сделать верный вывод, согласно которому укладка бортового камня является обязательной операцией при оформлении различных общественных пространств, дорог, тротуаров. Однако, важно на 100% следовать технологии укладки, в противном случае, вероятно следующее:
- При недостаточном уплотнении песчано-гравийной подушки возникает опасность просадки бордюрного камня, буквально через несколько месяцев станут заметными первые отклонения от изначального положения, а через 1-2 года они станут очень выраженными, возникнет необходимость делать всю работу заново.
- Недостаточная толщина песчано-гравийной подушки или ее полное отсутствие – причина того, что камни сильно кренятся, а отдельные элементы могут попросту упасть под собственным весом, даже без внешнего воздействия.
- Чтобы плотно утрамбовать бортовой камень, нужно пользоваться молотками, причем обязательно – резиновыми, обычные металлические аналоги приведут к разрушению элементов, появлению выраженных сколов и трещин, поверхностных и структурных.
- Нельзя использовать в качестве альтернативы подушке из песка и бетона грунт, даже при условии его тщательного уплотнения. Почва активно впитывает влагу, в период весеннего таяния снега или после сильного дождя высока вероятность появления выраженных деформаций, разрушений.
- По возможности, монтировать отдельные бортовые камни, в особенности, если речь идет о тяжелых магистральных, дорожных версиях, нужно при помощи специальных бортовых захватов. Ручной труд, использование стандартных строп для подъема деталей зачастую оборачивается серьезным травмами персонала.
Итак, укладка бортового камня – обязательная операция, которая должна быть проведена в полном соответствии с конкретным проектом, учитывающим государственные нормативы и стандарты. Только в таком случае, камень на 100% выполнит свои задачи, сделает внешний вид участка законченным и оформленным, предотвратит преждевременное разрушение тротуара, дорожки, транспортной магистрали или другого объекта.