0
Корзина

Из дорожных плит обустраиваются временные подъездные пути к объектам разного назначения, строительным площадкам или постоянные дороги. Но для создания прочного покрытия, которое выдерживает высокую нагрузку, нужно подбирать изделия в соответствии с эксплуатационными, техническими требованиями, а также с учетом различных факторов. 

Какие производятся виды дорожных плит

В зависимости от специфики эксплуатации изготавливаются следующие виды дорожных плит:

  1. Дорожные – маркируются буквами «П» или «ПП», используются для обустройства временных подъездных путей. Для производства используется бетон марки M300. Эти плиты выдерживают мороз до -45⁰C нагрузку до 30 тонн.
  2. Дорожные напряженные или ПДН. Изготавливаются из бетона марки M350, отличаются устойчивостью к нагрузке на растяжение, выдерживают технику массой до 50 тонн, мороз до -55⁰C. Из этих плит строятся постоянные дороги на мягких грунтах.
  3. Аэродромные гладкие или ПАГ изготавливаются из бетона марки M400 или больше. Такие плиты выдерживают нагрузку до 90 тонн, мороз до -75⁰C. 

Для аэродромных плит разработан отдельный стандарт. Для их производства используется тяжелый конструкционный бетон класса прочности B30. Он готовится на основе клинкера.  

Дорожные плиты перечисленных видов – это практичная альтернатива асфальту, так как срок их эксплуатации достигает 40 лет. Они укладываются на ровную, уплотненную поверхность, выдерживают проезд колесной и гусеничной техники. Выпускаются изделия с гладкой и рифленой поверхностью. Последние обеспечивают улучшенное сцепление шин. Это особенно актуально, если технике нужно подниматься по склону. На плиты с рифленой поверхностью возможна укладка дорожного покрытия. Глубина рифления не должна быть меньше 1,5 мм. Но допускается ее уменьшение до 1,2 мм по требованию заказчика.

Изготавливаются дорожные плиты следующих форм:

  • прямоугольные – обозначаются буквой «П»;
  • в форме трапеции – маркируются буквами «ПТ»;
  • прямоугольные с одним или двумя совмещенными бортами – обозначаются как «ПББ»;
  • шестиугольные – маркируются сочетанием букв «ПШД».

Плиты с совмещенными бортами – это изделия с выступом длиной 150 мм. Высота дорожных плит варьируется от 120 мм до 240 мм. Отраслевой стандарт разрешает не комплектовать монтажными скобами, изготавливать без ниш плиты для обустройства временных дорог. Также допускается создание на лицевой стороне фаски шириной до 10 мм.

Плиты должны проходить проверку прочности, устойчивости к образованию трещин. Для этого они подвергаются контрольным нагрузкам.

Что нужно знать о маркировке дорожных плит

Наличие в маркировке буквы «Б» означает, что плита адаптирована для беспетлевого монтажа, захвата цангами. Если есть буквы «AV», то плита армирована предварительно напряженной сталью. Маркировка наносится на торец плиты. Также указывается производитель, обязательно должны быть обозначения центра тяжести, следующая информация: 

  • дата производства;
  • масса плиты;
  • штамп, подтверждающий прохождение проверки качества.

Маркировка наносится специальной машинкой, вручную или штампом. Для этого используется краска, устойчивая к воздействию влаги.  

Что нужно знать о бетоне, который используется для изготовления дорожных плит

Дорожные плиты изготавливаются из бетона с показателем морозостойкости не ниже F100, плотностью от 2200 до 2500 кг/м3. Для повышения их прочности используется гранитный наполнитель. Но при эксплуатации в условиях воздействия жидких, газообразных, агрессивных сред разрешается улучшать характеристики бетона с помощью специальных добавок. Они повышают устойчивость к сульфатам (солям), щелочам, кислотам.

При заказе изготовления дорожных плит нужно рассчитать показатель морозостойкости. Это делается с учетом наиболее холодного периода в году. Если температура не опускается ниже -15⁰C, то показатель морозостойкости должен соответствовать F150. Эксплуатация плит в мороз ниже -15⁰C морозостойкость не должна быть меньше F200.

Для определения оптимальных характеристик бетона, из которого будут изготовлены плиты, нужно провести анализ имеющихся негативных факторов в районе, где планируется укладка железобетонных изделий. Для повышения устойчивости к разрушающему воздействию климатических, химических факторов используются следующие средства:

  • битумные мастики;
  • гидрофобизирующие составы;
  • электрохимическая защита;
  • дренаж. 

Для производства дорожных плит должен использоваться бетон, не содержащий токсичных соединений, радионуклидов. Его водопоглощение на общий объем не должно превышать 5%. Для приготовления бетонной смеси разрешается использование портландцемента. Допускается применять заполнители с размером фракции не больше 20 мм.

Временные и постоянные дороги обустраиваются из плит, которые достигли отпускной прочности. В летний период это 70%, а зимой – от 90% до 100%. При этом отпуск натяжения предварительно напряженной арматуры осуществляется только после достижения отпускной прочности. 

Особенности армирования дорожных плит

Для повышения устойчивости к динамическим, статическим нагрузкам дорожные плиты армируются. Для этого используется ненапряженный и предварительно напряженный стальной сортамент. Для напряжения арматуры используется механический или электротермический способ. Сетки из нее размещаются на определенном расстоянии друг от друга перед заливкой в форму бетона. 

Рекомендуется покупать изделия с каркасами из предварительно напряженной арматурой, так как она дает следующие эффекты:

  • снижает расход стали на армирование;
  • повышает несущую способность плиты;
  • снижает массу изделия.

Плиты, усиленные предварительно напряженной арматурой, отличаются повышенной стойкостью к образованию трещин. Важно, чтобы производитель использовал стальной сортамент, который соответствует требованиям ГОСТ. При этом для армирования используются цельные прутки без стыков.

Армирование предварительно напряженным стальным сортаментом осуществляется в продольном направлении. Если используются ненапряженные стержни, то усиление производится в поперечном направлении.

Правила транспортировки

Для сохранения характеристик дорожных плит, предупреждения повреждений нужно перевозить их с соблюдением отраслевых правил. Для транспортировки изделий используются длинномеры, грузовики с открытым кузовом. 

Важно надежно зафиксировать плиты, чтобы предупредить их смещение во время движения. Грузовик, тягач должен ехать на низкой скорости для сохранения целостности изделий из бетона. 

Преимущества и специфика использования дорожных плит

Из бетонных плит не только обустраиваются временные, постоянные дороги, но и глухие, прочные ограждения объектов разного типа и назначения. Они могут использоваться несколько раз, дают такие плюсы:

  • сокращают расходы на строительство временных, постоянных дорог;
  • ускоряют обустройство дорожного покрытия;
  • позволяют обустраивать прочное дорожное покрытие с минимальной подготовкой поверхности перед укладкой плит.

Железобетонные изделия равномерно распределяют нагрузку, создаваемую транспортом, минимизируют разрушающее воздействие на коммуникации, пролегающие под ними. 

Единственный недостаток дорожных плит – стыки, швы между ними, которые нужно заделывать для создания ровной поверхности. Чтобы избежать значительных перепадов, перед укладкой натягивается шнур. Подгонка плит осуществляется вручную.  

При интенсивном движении, для повышения устойчивости к нагрузкам дорог, которые выложены плитами, они свариваются между собой. Для фиксации используются строповочные петли. К ним приваривается арматура.

Используйте для обустройства временных, постоянных дорог плиты, которые соответствуют нормативам ГОСТ и это подтверждено соответствующими документами. Обращайте внимание на маркировку. Она должна быть читабельной, содержать информацию об изделии.